Перкуссия – искусство ритма

 

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «перкуссия»? Если вы врач или студент-медик, то, несомненно, в голову сразу приходит перкуссионный метод исследования сердца и других внутренних органов. Он основан на том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых и пораженных тканей, различен. Если же вы настолько далеки от медицины, насколько близки к музыке, то первые слова, пришедшие на ум – удар, звук, ритм. Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки и т. д.). Так что перкуссия в музыке не так уж отличается от перкуссии в медицине.

Итак, перкуссия – это особая категория ударных инструментов, издающая звуки, которые создают и подчеркивают ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. К перкуссии также относятся ударные инструменты, которые не входят в состав современной ударной установки.

Классификация

Существуют несколько классификаций перкуссионных инструментов.

Например, по высоте звучания можно выделить инструменты:

  • с определенной высотой звучания (большой и малый барабаны, литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики);
  • с неопределенной высотой звучания (треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

По способу образования звука перкуссионные инструменты можно разделить нас следующие классы:

  •  Идиофоны, в которых звучание создается за счет тела инструмента (гонг, там-там, треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики). Идиофоны, в свою очередь, делятся на металлические и деревянные, звучащие элементы которых выполнены из металла и дерева соответственно.
  • Мембранофоны, в которых звучание образуется за счет натянутой мембраны из кожи, пластика или других синтетических материалов (литавры, барабаны, бубен, бонги, том-томы).
  • Струнные ударные инструменты (цимбалы, сантур, янцинь).

Музыкальные стили с использованием перкуссии

Давайте разберемся, в каких же стилях уместно использование перкуссионных инструментов.

Во-первых, это этническая и фольклорная музыка, которую мало кто может себе представить без перкуссии.  Любая народность использует в своей национальной музыке перкуссионные инструменты, чаще всего дарбуку, тамбурин, бубен, маракасы, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотку, деревянную коробочку, кастаньеты … Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете вспомнить звучание фламенко, кельтской, славянской, скандинавской, латиноамериканской музыки, этнические ритуальные танцы народов Африки. Рисунок и ритм этим мелодиям задают именно удары и звуки, издаваемые перкуссионными инструментами.

Во-вторых, современная электронная музыка использует множество библиотек перкуссионных сэмплов. Перкуссия используется как в медленных стилях электронной музыки (chill out, downtempo), так и в быстрых танцевальных (techno, house, trance). Перкуссия в электронной музыке придает ей некую остроту, подвижность и определенную направленность.  Основные перкуссионные инструменты, использующиеся в электронной музыке: тарелки, гонг, тамбурин, том, бонго, ксилофон, колокольчики и т. д.

Лидирующим брендом, занимающимся производством этнической перкуссии, вот уже более 100 лет является немецкая компания SONOR, а также немецкая MEINL, однако стоит обратить внимание на этно-инструменты бельгийской компании STAGG, китайского производителя FLIGHT, и, конечно,  японского производителя с мировым именем PEARL.

Давайте остановимся на наиболее интересных перкуссионных инструментах, которые вы можете с успехом использовать в своем музыкальном творчестве, обогащая его новыми звуковыми акцентами.

Тамбурин

Впервые увидев тамбурин, вы легко можете принять его за бубен, и будете глубоко неправы, ибо эти два инструмента принципиально отличаются своей конструкцией. Тамбурин представляет собой один обод (обычно круг или полукруг). Звучащей частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем.

Особое положение занимают тамбурины в шаманских обрядах и других ритуальных танцах, а также используются барабанщиками на современных ударных установках.


Джембе

 

Этот западноафриканский ударный музыкальный инструмент выполнен в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи (чаще всего козьей). Это традиционный инструмент Мали.

В настоящее время джембе очень популярен и используется огромным количеством музыкальных коллективов в самых различных музыкальных стилях. Играют на джембе двумя руками, обычно стоя, при этом барабан висит на специальном ремне либо устанавливается на стойку. Но существует и оригинальный способ игры: сидя верхом на лежащем барабане. Джембе имеет три основных тона: низкий удар, высокий и шлепок.

Игра на джембе осуществляется, в основном, ладонями, но некоторые добавляют игру пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.

Материал, из которого изготовлен инструмент, влияет на его звучание, внешний вид, долговечность и на конечную стоимость изделия. Джембы могут быть изготовлены из пластика или дерева и кожи.

 Джембе, корпус которых выполнен из пластика, легкие, прочные, «равнодушные» к внешним условиям. Они звучат громко, но их звук далек от аутентичного.

Деревянные джембе имеют более традиционные вид и звучание. Они представляют собой хороший вариант для начинающих музыкантов.

 Джембе, выполненные из более качественных пород красного дерева и имеющие в качестве мембраны качественную толстую козью кожу, относят к профессиональным инструментам. У данных инструментов внутри находятся каплевидные желобки для более богатого звука, вырезанные вручную. Конечно, такие инструменты выглядят дорого и очень серьезно.

 

Вы решили приобрести джембе и стоите перед серьезным выбором. Новичку выбрать добротный и качественный инструмент довольно сложно. Прежде чем принять решение о покупке барабана, обратите внимание на следующие моменты:

  • Размер и вес. Инструмент должен быть удобен именно для вас.
  • Внешний вид инструмента на предмет «нравится – не нравится».
  • Кожа. Она должна быть толстой и прочной, а не прозрачной, как бумага. Если взглянуть на просвет, то вы должны увидеть относительно равномерное полотно: без шрамов, дыр и порезов.
  • Отсутствие крупных трещин на чаше и ножке. Эти недостатки искажают истинный звук инструмента.
  • Кромка инструмента должна быть ровной, без вмятин и острых краев, закругленной.
  • Веревка должна быть толстой и качественной, а не напоминать нитку.
  • Нижнее металлическое кольцо. Именно кольцо, а не веревка.

Грамотно выполненный джембе и звучит хорошо, и нюансы этого звучания полностью зависят от вас.

Бонго

Бонго представляет собой ударный инструмент родом из Кубы в виде сдвоенного барабана, на котором играют сидя, зажав инструмент между икрами ног. В состав бонго входят два барабана разного размера: меньший из них считается мужским (мачо — исп. macho, дословно «самец»), а больший – женским (эмбра — исп. hembra, «самка»), причем основным считается именно большой барабан, который настроен более низко и расположен по правую руку барабанщика (бонгосеро).

Основные музыкальные стили, использующие звучание бонго, ? это латиноамериканская музыка вообще и кубинская в частности. Бонго играет роль солирующего инструмента, а техника игры на нем основана в первую очередь на ритмическом рисунке «мартильо» (исп. martillo, «молоток»).


Конго

 

Конго – это латиноамериканский ударный инструмент, который представляет собой вытянутую бочку, затянутую с одного конца кожаной мембраной. Этот инструмент иногда используется в паре: два барабана разного диаметра отличаются в настройках (один настроен пониже, другой повыше).

Играют на конго руками или палочками, перевесив инструмент через плечо или установив на специальную стойку (в случае использования пары барабанов).

 

    

Ковбелл

 

Ковбелл – это ударный музыкальный инструмент, который представляет собой четырехугольную металлическую призму с открытой передней гранью. Представьте, что вы в деревне, стадо коров пасется недалеко, и вы слышите звук массивных колокольчиков, которые висят у них на шее. Слышите эти звуки? Они очень разные, потому что звук ковбела зависит от толщины стенок и материала. Если у вас богатое воображение, то теперь вы имеете примерное представление о том, как звучит ковбелл. Если же воображение не помогло вам, просто зайдите на кухню и ударьте деревянной скалкой по ковшу или кастрюле из нержавейки. Получилось? Отлично! Это ваш первый опыт игры на ковбелле. 

Ну, а если серьезно, то этот инструмент имеет фиксированную высоту звучания, которая зависит от его размеров и толщины стенок. Ковбеллы бывают ручные и стоечные. Извлечение звука происходит при помощи деревянных палочек. 

Область применения ковбелла – латиноамериканская музыка, иногда используется в рок- и поп-музыке.

Шейкер

О том, что представляет собой шейкер, каждый знает с детства, ибо у каждого в младенчестве была погремушка. Этот вид перкуссионных инструментов представляет собой закрытую емкость из твердого материала, частично наполненную мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зерна растений и т. п.). По форме шейкеры могут быть самыми разнообразными, тут все зависит только от полета фантазии дизайнера.

Шейкеры используются обычно в поп-, фолк-музыке, джазе и т. д. для придания музыке оригинального звучания и задания ритма.

Как же использовать этот с виду простой инструмент? Трясти! Но не беспорядочно, конечно. Шейкер перемещают вверх-вниз, вправо-влево, выписывая любые узоры, на которые способна рука музыканта. Чем резче и отрывистее вы будете перемещать рукой с шейкером, тем более жесткую атаку звука вы получите, создавая акцент на определенных долях ритма.

Вы удивитесь, но на шейкерах можно играть и ногами, прикрепляя их к педалям или непосредственно к обуви для того, чтобы руки исполнителя были свободны.

 

Маракасы

Вы помните вашу первую погремушку? Это, скорее всего, был ваш первый перкуссионный инструмент, по виду напоминающий маракас. Родиной маракасов считается Куба, но их также в своих ритуальных танцах использовали северо- и южноамериканские индейцы.

В настоящее время маракасы изготавливают из дерева, пластмассы или металла, засыпают горохом или дробью. При желании в некоторых моделях можно убрать или добавить часть сыпучего содержимого, и тогда звук, издаваемый инструментом, изменится.

При исполнении обычно используют сразу два маракаса: по одному в каждой руке. Ими можно потряхивать или покручивать, гоняя дробь по кругу. Маракасы часто используются в эстрадных и джазовых ансамблях, при исполнении испанских и латиноамериканских музыкальных произведений.


Кахон

Кахон – это перуанский ударный музыкальный инструмент в виде коробки (обычно деревянной). Инструмент имеет пять стенок (кроме передней), на одной из которых расположено звуковое отверстие (фазоинвертор). Передняя же стенка (тапа) выполнена из тонкой фанеры, именно по ней ударяет музыкант, сидя верхом на кахоне, слегка наклонившись назад. При этом играть можно как руками, так и барабанными щетками. Благодаря использованию струн, натянутых внутри кахона, слегка касаясь тапы, а также тому, что верхние углы тапы не плотно прилегают к корпусу, достигается   разнообразие тембров кахона.  

Кахон прочно ассоциируется с фламенко, хотя изначально был неотъемлемой частью перуанской и кубинской музыки.


Кастаньеты

 

Чтобы добавить музыке испанского колорита, попробуйте использовать сухое, задорное пощелкивание кастаньет, которые позволяют выбивать разнообразный и замысловатый рисунок, а также основной ритм танца. Две дольки, напоминающие створки морских ракушек, при ударе издают звук резкий, веселый, напоминающий щелканье. Традиционный материал кастаньет – твердые породы дерева.

«Палка дождя»

К перкуссии так же относится и инструмент с интересным названием “палка дождя”.Она является традиционным инструментом Перу и Чили.  Шуршащее звучание пересыпающихся шариков внутри пластикового ствола напоминает шум дождя. А если корпус инструмента прозрачен, то за осыпающимися разноцветными шариками просто интересно наблюдать.


Кабаса

 

Интересным инструментом, который непременно обращает на себя внимание, является кабаса. Это один из самых древних типов ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки.  Звук извлекается из металлического цилиндра с насечками трением металлических шариков, нанизанных на несколько проволочных колец.

При игре на кабасе инструмент встряхивают или вращают. Продвинутые техники игры позволяют получать точные ритмические эффекты. Инструмент традиционно используется в бразильской народной музыке, в частности, в самбе и босса-нове, а также широко применяется сегодня музыкантами разных направлений: от джаза до рока.

Итак, мы рассмотрели лишь малую часть инструментов, которые относятся к перкуссиям.

Перкуссия – как приправа к любому блюду: она способна придать готовому произведению остроты, пикантности, расставить нужные акценты. При правильном и гармоничном сочетании перкуссионных партий можно не только заинтересовать слушателя, но и донести до него определенный смысл исполняемой музыки, создать необходимое настроение.  

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest