Беспроводные микрофонные системы: различия, технические характеристики, критерии выбора

Если вы музыкант, шоумен, фитнес-инструктор или лектор, то возможность не привязываться к микрофонной стойке играет для вас важную роль. В этом случае подойдут беспроводные радиосистемы. Мы расскажем об их типах и особенностях. Статья поможет вам сориентироваться среди моделей и выбрать подходящую.

 

Устройства условно можно разделить на несколько типов в зависимости от технических характеристик и возможностей:

  • По частоте передачи радиосигнала радиосистемы могут быть аналоговыми. Последние, в свою очередь, делятся на VHF- и UHF-системы, а также на более современные цифровые.
  • По цели использования и типу микрофона радиосистемы делятся на инструментальные, вокальные, петличные и головные.
  • Одно-, двух- и иногда четырехантенные радиосистемы. Чем большее число антенн имеет система, тем стабильнее сигнал, так как прием идет на каждую антенну.
  • Системы, в которых одна база может работать либо только с одним, либо с несколькими передатчиками. Вторые более функциональны, но и цена их, соответственно, выше.

Аналоговые и цифровые беспроводные системы

По диапазону частот, в котором работают аналоговые системы, можно выделить VHF-системы (работают на частотах от 174 до 216 МГц) и UHF-системы (используют диапазон 470–805 МГц). UHF-системы считаются более профессиональными по следующим причинам:

  • имеют более широкий частотный диапазон;
  • в меньшей степени подвержены помехам от ТВ-сигнала;
  • работают на большем расстоянии, чем VHF, так как UHF-сигналы лучше проходят через атмосферу;
  • в данном диапазоне больше «свободных мест», то есть частот, не занятых сотовой связью, охранными системами и пультами дистанционного управления. К слову, часть частот в VHF-диапазоне занимает цифровое телевидение.

Что касается цифровых беспроводных систем, то они являются относительно новыми и имеют ряд преимуществ перед аналоговыми:

  • отсутствует необходимость в компандировании сигнала (оно приводило к потере качества);
  • при передаче сигнала отсутствует RF-интерференция; система, оборудованная 24-битовыми конвертерами, обладает большим динамическим диапазоном, чем аналоговая;
  •  простота использования и точность настройки.

Инструментальные, вокальные, петличные, головные радиосистемы

Прежде чем выбрать радиосистему, нужно определить, для каких целей вы будете ее использовать. Подбирать конфигурацию радиосистемы следует для решения конкретной задачи.

Приложение Конфигурация
Вокал Ручной передатчик
Танцующий певец, клавишник, барабанщик, инструктор по фитнесу, балетмейстер Головной микрофон + поясной передатчик
Актер, ведущий, лектор Петличный микрофон + поясной передатчик
Духовые инструменты, перкуссия Клипсовый инструментальный микрофон + поясной передатчик
Гитара, бас-гитара Инструментальный кабель + поясной передатчик


В зависимости от назначения можно выделить следующие типы радиосистем:

  • вокальные радиосистемы, которые обычно применяются вокалистами и артистами речевого жанра;
  • инструментальные радиосистемы, используемые чаще всего гитаристами;
  • петличные радиосистемы и радиосистемы с головными гарнитурами. Они обеспечивают свободу рук.

Также важную роль играет диаграмма направленности микрофона. Какую предпочесть? Давайте разбираться.

  • Для вокалиста, выступающего на сцене с громкими напольными мониторами, отлично подойдет ручной передатчик с кардиоидной или суперкардиоидной диаграммой направленности, позволяющий свести к минимуму вероятность появления акустической обратной связи.
  • При негромком вокале желательно выбрать передатчик с конденсаторным капсюлем, обеспечивающим максимально чистое и естественное звучание.
  • Для естественного и эмоционально окрашенного звучания человеческой речи при проведении презентаций или работе в театре подходят петличные и головные всенаправленные микрофоны. Напольные мониторы в таких ситуациях практически не применяются.

Рассмотрим более подробно различные типы беспроводных микрофонных систем.

 

Инструментальные радиосистемы

Радиосистемы этого типа могут работать практически с любыми инструментами, но чаще всего их используют гитаристы и бас-гитаристы. Стандартный набор: приемник и нательный передатчик (обычно его крепят на пояс исполнителя), соединенный с инструментом коротким кабелем. В некоторых системах передатчик подключают прямо к выходу гитары. Это позволяет обходиться вообще без кабеля.

 

Профессиональные радиосистемы имеют несколько рабочих каналов. Это делает их многофункциональными и дает возможность нескольким беспроводным системам одновременно – стабильно, без взаимного влияния и помех – работать в одном частотном диапазоне. Радиосистемы работают в диапазоне UHF – самом оптимальном для устойчивой связи на небольших расстояниях.

При выборе инструментальной радиосистемы необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Рабочий частотный диапазон.
  • Радиус действия и, соответственно, число антенн.
  • Количество каналов и возможность одновременного подключения нескольких беспроводных систем.
  • Автоматический выбор частоты для эксплуатации без посторонних шумов и помех.
  • Удобный функционал.
  • Прочность и надежность качества сборки и корпуса.

 

Вокальные радиосистемы

Они дарят свободу движения не только вокалистам, но и артистам разговорного жанра, лекторам, ведущим. Обычно в комплект входят база и радиомикрофоны. Дополнительно можно подключить усилитель, микшер и другую гарнитуру. В качестве передатчика могут использоваться ручной микрофон, микрофонные гарнитуры с оголовьем или с петличкой. Работают радиосистемы от типовых батареек или аккумуляторов, имеют рабочую дальность до 100 метров и устойчивость сигнала между передающими и принимающими устройствами.  

При выборе радиосистемы учитывайте:

  •  Чем больше расстояния необходимо охватывать, тем мощнее должна быть система.
  •  Количество микрофонов, способных работать с одной базой. Радиосистема, к которой можно подключить два, четыре и более микрофонов, обойдется дешевле аналогичного количества отдельных радиосистем.

 

Петличные микрофоны

Так называемая петличка – небольшой микрофон с зажимом, который крепится к одежде. Обычно его используют на телевидении, на съемках фильмов, в театральных постановках, во время вокальных выступлений. Среди достоинств петличных микрофонов – миниатюрность, удобство в использовании (руки говорящего свободны), а главное – возможность применения в самых акустически неблагоприятных условиях (близкое расположение источника звука к микрофону позволяет улавливать меньше шумов). Конструкция большинства петличек позволяет свести к минимуму искажение звука. Высокая разборчивость речи – одна из самых основных характеристик.

Другие достоинства петличных микрофонов:

  • совместимость с разным оборудованием;
  • многофункциональность;
  • удобное крепление;
  • не заметны при ношении;
  • подходят для съемок на улице.

При выборе петличного беспроводного микрофона обращайте внимание на следующие характеристики:

  • Качество конструкции. Она должна быть прочная, мобильная, удобная. Важно, чтобы микрофон не мешал говорящему.
  • Конденсаторный тип.
  • Радиосигнал должен быть мощным и непрерывным.
  • Максимальное время эксплуатации без подзарядки.
  • Частотный диапазон.
  • Размер.
  • Чувствительность
  • Механизм крепления.

Среди телеведущих популярна петличная система Лавалье. Она, как и инструментальная, включает в себя нательный передатчик. Микрофон на клипсе соединяется кабелем с передатчиком. Бывают кардиоидные и широконаправленные (omni) лавалье-микрофоны.

Петличные микрофоны Clip-OnMicrophoneSystem похожи на системы Лавалье и разработаны для исполнителей, играющих на духовых инструментах. Они включают в себя приемник, нательный передатчик и микрофон на клипсе, который крепится к инструменту. Основным достоинством таких систем является то, что микрофон находится в строго определенной точке относительно инструмента.

 

Головные микрофонные радиосистемы

Популярны у тех, кому нужны свободные руки во время работы. Это могут быть вокалисты, музыканты, фитнес-инструкторы, ведущие, тренеры, лекторы, театральные актеры. Микрофон крепится на голове исполнителя и всегда находится в одной точке относительно рта, что позволяет получить качественный звук.

Беспроводные головные гарнитуры используется в сферах, где нужны естественный ровный звук и свобода передвижения. Малый вес, надежное крепление и почти незаметная глазу конструкция быстро нашли поклонников. Теперь уже трудно представить, что когда-то обходились без этого вида микрофонов.

Профессиональным певцам и музыкантам нужны микрофоны конденсаторного типа: они обеспечивают особенно чистый звук. Чувствительность микрофона и способность улавливать тончайшие вокальные ноты даже при тихом шепчущем звуке обеспечивает фантомное питание. Поэтому такие компактные микрофонные гарнитуры рекомендуется использовать в спокойной и тихой студийной обстановке. Для работы при повышенном уровне шума необходимо использовать головные гарнитуры с поролоновым фильтром, чтобы свести к минимуму влияние внешних помех.

Основные достоинства головных гарнитур:

• Легкий вес и миниатюрные габариты.

• Простота и удобство в применении.

• Высокое качество передачи звука в широком диапазоне частот. 

• Мобильность и надежность в работе.

• Полноценная функциональность при высоких и низких внешних температурах.

• Полное и насыщенное звучание при низких частотах.

• Возможность использования устройства в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться стационарным конденсаторным микрофоном.

При выборе головных беспроводных систем следует ориентироваться на следующие характеристики:

• Направленность и чувствительность микрофона.

• Соотношение уровня сигнала к шуму.

• Рабочий частотный диапазон.

• Удобство и надежность крепления.

Итак, с задачами, которые стоят перед радиосистемой, мы определились. Идем дальше.

Любая беспроводная микрофонная система имеет ограничение по максимальному числу одновременно используемых каналов. Если во время шоу задействована только одна радиосистема, можно выбрать практически любую модель. Но стоит продумать, сколькими радиомикрофонами может потребоваться доукомплектовать систему в будущем, или предусмотреть количество каналов, которое может быть задействовано по максимуму.

В целях экономии можно выбрать недорогие системы максимум на четыре канала. Но со временем возможностей данной конфигурации может оказаться недостаточно. Более дорогостоящие системы допускают одновременную работу восьми, двенадцати и более радиопередатчиков без риска возникновения помех.

 

После того как вы определились с типом радиосистемы, нужно изучить характеристики приемника звукового сигнала.

Моменты, на которые стоит обратить внимание

1. Схемы разнесенного приема (Diversity).

Данная система обеспечивает надежный прием сигнала. Внешний признак наличия схемы разнесенного приема: две или более антенн (активной становится та антенна, которая принимает сигнал лучше в данный момент). Качество приема зависит от взаимного расположения приемника и передатчика, поэтому наличие нескольких антенн существенно снижает вероятность потери сигнала. Радиосигнал отражается от стен и других препятствий, и в результате интерференции (взаимного наложения прямого и отраженного сигналов) могут возникать «мертвые зоны», в которых нет сигнала. Если антенна приемника попадет в такую зону, то звука вы не услышите, хотя передатчик будет работать нормально.

Как понять, нужна ли схема разнесенного приема именно вам? Важно решить, будет ли беспроводная система находиться на одном месте и на открытом пространстве или ее местоположение будет меняться, а сигнал может встречать отражающие или поглощающие препятствия. Радиосистема со схемой разнесенного приема необходима только во втором случае, а в первом не будет играть никакой роли. Наличие нескольких антенн обеспечивает более стабильный и качественный прием сигнала, и звучание получается полным и четким.

2. Перестройка частоты

В различных условиях и помещениях радиоприемник может работать на одной частоте лучше, чем на другой (то есть чистота «ловится» без помех и не перебивается сигналами других систем). Функция перестройки частоты не понадобится, если вы используете радиосистему, установленную в конкретном месте, и рядом нет других систем. Если же не вы одни пользуетесь беспроводной радиосистемой, то ваша должна уметь работать с несколькими частотами.

Некоторыемногочастотные беспроводные системы могут выбирать рабочую частоту автоматически, что удобно и экономит время.

3.    Компандирование (companding)

Наличие данной схемыврадиосистеме уменьшает помехи, увеличивает соотношение сигнал/шум, а также может расширить динамический диапазон источника. Суть процесса: передатчик компрессирует сигнал, а приемник его экспандирует обратно. Сигнал «сжимается» на входе (в передатчике) и «разворачивается» на выходе (в приемнике). В результате получается восстановленный динамический диапазон сигнала микрофона или инструмента. Это зависит от качества схемы компандирования. Не следует использовать компоненты из разных комплектов беспроводных систем, даже если они работают на одной частоте, так как радиосистемы от разных производителей и даже разные модели систем от одного производителя могут иметь различные алгоритмы компандирования.

4. Дисплей

Если вы считаете, что наличие и качество дисплея не играют существенной роли при выборе радиосистемы, то вы заблуждаетесь. На дисплее отображаются настройки, поэтому желательно, чтобы он был большим и ярким, а информация с него читалась при любом освещении. На дисплее должны отображаться мощность сигнала, рабочая частота системы, уровень заряда батареи передатчика.

 

Подведем итог. При выборе радиосистемы нужно определить: для решения каких задач вы ее покупаете и в каких условиях будете использовать. Также важно изучить соответствующие характеристики устройств и определиться с бюджетом. Перед покупкой лучше проконсультироваться со специалистом. Расскажите о своих пожеланиях к системе сотрудникам POP-MUSIC, и они помогут выбрать оптимальную модель.

    

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest