Терменвокс
Терменвокс — это уникальный музыкальный инструмент с почти столетней историей. Его особенностью является то, что для игры на нем не требуется физического контакта: музыкант изменяет высоту и громкость звука, двигая руками в электромагнитном поле, создаваемом антеннами инструмента. Благодаря своему мистическому звучанию и необычному принципу работы, терменвокс нашёл широкое применение в кино, особенно в жанрах ужасов и научной фантастики, а также в различных музыкальных жанрах от классической до современной электронной музыки.
История
История создания терменвокса начинается в начале 20 века и связана с именем русского инженера и физика Льва Сергеевича Термена. В 1919 году Термен, работая в лаборатории Физико-технического института в Петрограде, занимался исследованиями в области электромагнитных волн. Он разработал устройство для измерения диэлектрической проницаемости газов, в котором использовался метод изменения емкости контура.
Во время этих исследований Термен случайно обнаружил, что изменение положения руки вблизи контура изменяет частоту его колебаний, создавая слышимый звук. Это открытие вдохновило его на создание музыкального инструмента, которым можно было бы управлять без физического контакта.
В 1920 году Термен представил своё изобретение, названное “этерофон” (позже переименованное в “терменвокс”), на заседании Российского общества электротехников. Устройство привлекло внимание своими уникальными возможностями: оно производило звук, управляемый движениями рук в пространстве.
В 1922 году Термен отправился в турне по Европе, демонстрируя своё изобретение в различных странах. Терменвокс вызвал огромный интерес у публики и специалистов благодаря своей новизне и уникальности. В 1927 году Термен переехал в США, где продолжил доработку инструмента.
В 1928 году Термен получил патент на своё изобретение в США. В это время терменвокс привлек внимание компании RCA (Radio Corporation of America), которая начала серийное производство инструмента. Терменвокс стал популярным в музыкальных кругах и использовался в различных музыкальных произведениях и радиопередачах.
В 1938 году Лев Термен вернулся в СССР, где продолжил работать над различными научными и техническими проектами. В 1950-х и 60-х годах терменвокс пережил новый всплеск популярности благодаря использованию в саундтреках к фильмам и в популярной музыке.
Одним из ключевых моментов в истории терменвокса стало сотрудничество Льва Термена с американским инженером и изобретателем Робертом Мугом. В 1960-х годах Муг создал собственную версию терменвокса, используя транзисторные технологии, что улучшило стабильность и звучание инструмента. Муг также стал известен как создатель первого коммерчески успешного синтезатора, что ещё больше укрепило его репутацию в мире электронной музыки.
Сегодня терменвокс продолжает привлекать внимание музыкантов и энтузиастов благодаря своей уникальности и возможности создавать необычные звуковые эффекты. Инструмент используется в различных жанрах музыки, от классики до современной электронной музыки, и остаётся символом инноваций в музыкальной индустрии.
Разновидности
Существует несколько разновидностей терменвокса, каждая из которых имеет свои уникальные особенности:
1. Классический терменвокс. Этот инструмент сконструирован по образцу первых терменвоксов, созданных Львом Терменом. Звук формируется благодаря движению рук в электромагнитном поле возле двух металлических антенн. Правая рука контролирует высоту звука, приближаясь к правой антенне, в то время как левая рука регулирует громкость, манипулируя вокруг левой антенны. Более подробный процесс мы опишем далее.
2. Терменвокс системы Ковальского разработал ученик термена Константин Ковальский. В нем высота звука регулируется правой рукой, а общие характеристики звука и громкость — левой рукой с помощью кнопочного манипулятора и педали соответственно. Ковальский, бывший виолончелист, продолжил популяризацию терменвокса в СССР после отъезда Термена. Его инструмент с одной антенной позволил Ковальскому дать тысячи концертов по стране и сотрудничать с ансамблем электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина.
3. Матрёмин. Этот терменвокс разработан российским музыкантом и изобретателем Владимиром Матвеевым. Он использует микроконтроллер для управления звуком и может подключаться к компьютеру или синтезатору, что делает его современным и функциональным
4. Etherwave: Выпускаемый компанией Moog, Etherwave представляет собой усовершенствованную версию оригинального терменвокса. Вместо вакуумных ламп он использует электронные компоненты и транзисторы, что делает его доступнее и удобнее в эксплуатации. Etherwave состоит из генератора звуковой частоты и электронной схемы управления, которая преобразует звуковые волны в электромагнитные сигналы и передает их на динамик или наушники. Он имеет широкий диапазон звуковых частот, экономичное энергопотребление и несколько режимов работы, что позволяет использовать его в различных музыкальных стилях и жанрах.
5. Терменвокс Theremax Paia. Он использует антенны и специальные кабели для управления звуком, работая на основе технологии «электромузыкального трансформатора», разработанной основателем компании Паоло Аурелио. Первое выступление с этим терменвоксом состоялось 1 января 2012 года.
6. Концертный терменвокс «T-vox tour» отличается оригинальным тембром и диапазоном в 8 октав. Создан для живых выступлений и имеет компактный размер, что облегчает его транспортировку и использование на концертах.
Современные терменвоксы могут включать дополнительные функции, такие как возможность подключения к компьютерам и синтезаторам, что позволяет интегрировать терменвокс в современные музыкальные композиции. Также возможны улучшения в качестве звука благодаря новым технологиям в области электроники.
В итоге, терменвокс остается одним из самых уникальных и инновационных музыкальных инструментов, предлагая музыкантам возможность создавать неповторимые звуки и эффекты, которые невозможно достичь на других инструментах.
Устройство и принцип игры
Устройство и принцип работы терменвокса отличаются от большинства традиционных музыкальных инструментов, поскольку он управляется без непосредственного контакта исполнителя с самим инструментом.
Терменвокс состоит из следующих основных компонентов
1. Корпус, в котором размещены все электронные компоненты.
2. Две металлические антенны, расположенные по-разному: одна –вертикально, другая – горизонтально. При этом вертикальная антенна отвечает за управление высотой звука, а горизонтальная (или петлевая) контролирует громкость.
3. Генераторы высокой частоты, их тоже два: один генератор имеет постоянную частоту, второй – переменную, которая изменяется в зависимости от расстояния до руки исполнителя.
4. Микшер сигналов – устройство, которое вычитает одну частоту из другой, создавая таким образом слышимый аудиосигнал.
5. Усилитель и динамик.
Терменвокс работает на основе изменения емкости электромагнитного поля, окружающего антенны инструмента. Изменения происходят вследствие движений рук музыканта вблизи этих антенн.
Правая рука музыканта управляет высотой звука. Приближение руки к вертикальной антенне увеличивает частоту, что приводит к повышению высоты звука. Удаление руки, наоборот, снижает частоту и, следовательно, высоту звука.
Левая рука контролирует громкость звука. Приближение руки к горизонтальной антенне уменьшает громкость за счёт увеличения емкости электромагнитного поля. Удаление руки увеличивает громкость.
Особенности игры на терменвоксе
Игра на терменвоксе требует высокой точности и координации движений, поскольку даже малейшее изменение положения рук влияет на звучание.
Музыкант стоит перед терменвоксом, удерживая руки в воздухе рядом с антеннами. Правая рука движется ближе или дальше от вертикальной антенны, чтобы изменять высоту звука. Позиционирование руки на разных расстояниях определяет конкретные ноты, но отсутствие физических ориентиров делает этот процесс сложным.
Музыкант должен развить чувство четкого контроля положения рук и постоянно контролировать извлекаемые звуки, чтобы добиться плавных переходов и точных нот. Профессиональные исполнители часто используют разнообразные техники и жесты для более выразительной игры.
Нотная запись для терменвокса имеет свои особенности из-за его уникального способа производства звука. В нотации для терменвокса используются специальные обозначения для отражения высоты звука и эффектов, таких как вибрато или глиссандо. Также могут использоваться дополнительные символы для передачи нюансов в исполнении, так как терменвокс обладает большой экспрессивностью.
Применение
Благодаря своему необычному звучанию и возможности создавать атмосферные эффекты, терменвокс нашёл применение в различных областях, помимо эффектных выступлений на сцене.
Например, терменвокс стал востребованным инструментом в киноиндустрии и используется для создания зловещих и таинственных звуковых эффектов в фильмах ужасов и научной фантастики. Его необычные, иногда пугающие звуки прекрасно передают атмосферу тревоги и напряжения. Классический пример использования терменвокса в кино — саундтрек к фильму “День, когда остановилась Земля” (1951) композитора Бернарда Херрманна. Звуки терменвокса помогли создать неземную атмосферу, подчёркивая инопланетную природу сюжета.
Терменвокс также использовался в фильмах Альфреда Хичкока, таких как “Заколдованный” (1945), композитором которых был Миклош Рожа. В этом фильме звуки терменвокса подчёркивали психологическую напряженность и мрачную атмосферу.
В более современных фильмах терменвокс также находит своё место. Например, его звуки можно услышать в таких картинах, как “Эд Вуд” (1994) и “Мстители” (2012), где инструмент используется для создания уникальных звуковых эффектов.
В классической музыке терменвокс нашёл своё место благодаря таким композиторам, как Эдгар Варез и Шарль Кёчлин. Они включали терменвокс в свои оркестровые произведения для создания новых звуковых палитр.
В 1960-х годах терменвокс стал популярным в рок-музыке. Например, группа The Beach Boys использовала терменвокс в своей знаменитой песне “Good Vibrations” (1966), что придало композиции незабываемый звук, а Led Zeppelin использовали терменвокс в песне “Whole Lotta Love” (1969), добавляя экзотические и психоделические элементы к своему звучанию.
В электронной музыке терменвокс нашёл своё место благодаря таким исполнителям, как Жан-Мишель Жарр и Пьер Шеффер. Эти музыканты использовали терменвокс для создания уникальных звуковых текстур и эффектов.
В современной музыке терменвокс продолжает звучать для создания необычных звуковых эффектов. Такие артисты, как Portishead и Nine Inch Nails, включали звуки терменвокса в свои записи, придавая им уникальный и атмосферный характер.
Также терменвокс используется в театральных постановках и перформансах для создания звукового сопровождения, которое помогает усилить эмоциональное воздействие на зрителей. Также инструмент можно услышать и на художественных выставках, где его звучание создает особую атмосферу и взаимодействует с пространством и экспонатами.
Перспективы
Перспективы развития терменвокса представляют собой захватывающее поле для исследований и инноваций. Вот те направления, которые могут определить будущее этого уникального инструмента.
1. Улучшение качества звука включает в себя разработку новых алгоритмов обработки сигнала и использование более качественных компонентов для повышения звучания терменвокса. Это может включать в себя исследования в области акустики, электроники и программного обеспечения.
2. Расширение функциональности: подключение к компьютеру или синтезатору, создание интерактивных композиций и управление звуком с помощью жестов. Это позволит музыкантам использовать терменвокс в более широком спектре музыкальных жанров и сценариев.
3. Создание обучающих программ и приложений для начинающих музыкантов поможет распространить знание об этом инструменте и привлечь новых пользователей.
4. Внедрение в различные сферы искусства и культуры для создания уникальных звуковых инсталляций и перформансов в театрах, концертных залах, музеях и других культурных учреждениях.
5. Развитие технологий беспроводной связи могут обеспечить музыкантам свободу перемещения и взаимодействия с другими инструментами и устройствами, что расширит возможности выступлений и студийной работы.
6. Совместные проекты с производителями электроники, музыкантами и композиторами могут привести к созданию новых произведений и расширению аудитории терменвокса через интеграцию его в различные музыкальные проекты.
Итак, терменвокс, с его уникальным звучанием и возможностью создавать необычные звуковые эффекты, стал важным инструментом в кино, музыке и других сферах искусства. Способность передавать атмосферу и эмоции делает его незаменимым средством для композиторов и звуковых дизайнеров, стремящихся к созданию уникальных и запоминающихся произведений. В целом, развитие терменвокса обещает быть захватывающим и многообещающим, открывая новые горизонты в мире звука и музыки.