Работа звукорежиссера перед концертом

Звукорежиссер на концерте играет не менее важную роль, чем артисты на сцене. Именно от него будет зависеть то, как будут звучать исполнители и будут ли они звучать вообще – он поможет настроить звук. Это человек, с которым обязательно нужно подружиться перед концертом, наладить контакт. Именно он придет на помощь, если во время концерта произойдет какой-то форс-мажор.

Данная статья предназначена скорее для начинающих звукорежиссеров, а также для тех, кто недооценивает их работу и хочет попробовать настроить звук на концерте самостоятельно.

Работа концертного звукорежиссера складывается из нескольких этапов, первым из которых является лайнчек.

Лайнчек (Linecheck)

На этом этапе инструменты и аппаратура уже установлены и подключены, в этот момент следует начать проверку всех элементов комплекса на работоспособность и отсутствие дефектов.

Кабели. Мы не будем говорить о качестве самих кабелей, а обратим внимание на их расположение. Кабели должны быть аккуратно уложены на сцене. И дело даже не в безопасности артистов и не в риске запутаться в них ногами, а в возможности быстро найти нужный кабель при возникновении проблем со звуком. Поэтому желательно расположить их параллельно друг другу и промаркировать. Это поможет сэкономить драгоценное концертное время и не тратить его на распутывание проводов и нахождение нужного. Промаркировать провода можно при помощи цветной изоленты, нумерации со списком того, какой кабель к чему подключен и т.д. Система маркировки элементов звуковой аппаратуры получила название «Greal» в честь английского инженера Grealy, который был известен своей любовью к маркировке всего, что есть на сцене, разноцветной липкой лентой. Промаркировать следует не только кабели, но и сценические боксы, если они предусмотрены.

Консоль. Если вы работаете с аналоговой консолью (или микшерным пультом), то настройка каждый раз будет начинаться «с нуля». Закладывайте некоторой время на то, чтобы сбросить все настройки и выровнять все эквалайзеры. Далее необходимо промаркировать все каналы, которые вы планируете задействовать в работе, а так же сделать примечание о посылах эффектов и мониторов. Для этого можно использовать клейкую ленту и ручку. Цифровая консоль позволяет сэкономить время, переместив все настройки сцены с одного пульта на другой (если они одного производителя и тем более серии) при помощи внешнего USB-носителя. Если звукорежиссер работает с одной группой на разных площадках, то он, скорее всего, уже имеет на USB-носителе коллекцию настроек для различных консолей.

Если вы ограничены в работе лишь небольшим цифровым пультом с малым количеством фейдеров на первом слое, особое внимание следует уделить грамотному расположению трек-листа. Желательно в первый слой поместить сигналы, требующие внимания на протяжении всего концерта: вокал, бас, гитара, большой барабан, малый барабан, групповые шины и т.д. А такие сигналы, как томы, оверхеды, мониторные линии, можно разместить в других слоях.

Наушники. Для проверки всех линий вам нужны будут наушники и источник звука (например, ноутбук, телефон, плеер). Наушники участвуют в проверке каналов и создании микса. Не экономьте на них, выбирайте наушники закрытого типа и высокого качества. Последовательность проверки каналов: 

  1. Проверить работоспособность наушников, подключив их к источнику звука.

  2. В режиме mono послать сигнал на портальную систему и внимательно прослушать канал, регулируя поворот панорамы, убедиться, что и левая, и правая стороны звучат одинаково. Если они звучат по-разному, то причина может быть, например, в неисправности какого-то элемента портальной акустической системы или в неправильной ее установке.

  3. Прослушать каждый канал каждой мониторной линии и всех подключенных устройств.

Особое внимание следует обратить осмотру помещения на предмет потенциальных проблем, связанных с геометрией сцены и ее конструкцией. Для устранения проблем можно приобрести фантомный генератор разового шума, который идеален для тестирования кабелей.

Связь между мониторной и портальной системами

Данная связь является очень важной, что связано с необходимостью достичь достойного уровня сцены и при этом избежать его ползучести, которая может привести к серьезным проблемам с микшированием в FOH.

Помните: гитарные усилители и барабаны должны быть максимально изолированы друг от друга. Регулировать громкость усилителей нужно тоже внимательно, обращая внимание на получаемый звук. Например, у некоторых видов усилителей при невысокой громкости звук теряет тембровую окраску, зато при добавлении громкости звук становится теплее и объемнее. В этом случае можно развернуть усилители к сцене, а не к зрителям, чтобы не «перебрать» с уровнем громкости, но и не потерять богатство звука. Другим решением является использование аттенюатора, который как бы поглощает энергию, исходящую от усилителя, но сохраняет при этом богатый тембр звука.

Еще более важным моментом является эквализация мониторов. Важно добиться того, чтобы одновременно звук портальной системы был идеальным, а мониторная система выдавала хороший звук инструментов. Иногда добиться этого довольно сложно, что связано с особенностями помещения, сцены. Например, звуковые волны взаимодействуют со стенами, предметами на сцене, материалами отделки, накладываясь и в результате усиливая или ослабляя друг друга (интерференция звуковых волн). Поэтому некоторые частоты могут просто пропасть или, наоборот, слишком выделяться в общем звучании, которое посылается в зал. Вы убираете слишком заметную частоту при помощи эквалайзера, но она не пропадает. Дело в том, что сценические мониторы оказывают влияние на то, что слышно зрителям. Поэтому, если не получается избавиться от определенной частоты, нужно выключить звук в портальной системе. Всё еще слышите эту частоту? Значит дело в гитарных комбиках или мониторах. Тогда нужно поработать эквалайзером с ними. 

Обратная связь и как с ней бороться

Feedback или обратная связь представляет собой самовозбуждение мониторной системы. Подробнее о явлении обратной связи и методах ее предотвращения можно прочитать здесь.

Обратная связь возникает, когда встречаются два сигнала: начальный и вернувшийся, а вот результат их взаимодействия будет зависеть от трех факторов:

  1. Фазовый сдвиг. При неправильной установке микрофонов (или их расфазировке) вы получите совершенно ненужные фазовые провалы во время выступления и в записях. Подробнее про фазу сигнала и обработку звука можно посмотреть здесь.

  2. Относительный уровень сигналов. С каждым возникновением обратной связи амплитуда сигнала будет расти. О том, что монитор вот-вот «заведется», можно понять, когда услышите предупреждающий звон, как будто звук исходит из пустой бочки.

Для предотвращения возникновения обратной связи, нужно располагать микрофон по отношению к монитору правильно (под некоторым углом и на определенном расстоянии).

А для того, чтобы уберечься от низкочастотного фитбэка, можно использовать два рядом стоящих монитора, настроенных в противофазе. Также можно использовать коаксиальную конструкцию в расположении динамиков, хотя такое расположение имеет свои минусы и ограничения, но может спасти от возникновения обратной связи.

Саундчек

Саундчек является важным этапом организации концерта, который представляет собой процесс финальной настройки звукового оборудования и аппаратуры, а также проверку звука перед началом мероприятия. Правильная организация и четкая структура – вот залог быстрого и качественного саундчека. У любого опытного звукорежиссера уже есть свои план и методы проведения данного этапа настройки. Например, кто-то настраивает отдельно каждый инструмент, начиная с барабанов. А потом оказывается, что при совместной игре происходит наложение звуков и их взаимное проникновение в микрофоны. И что все вместе звучат уже не так идеально, как по-отдельности.

Целью данного этапа подготовки мероприятия является именно коррекция совместной работы микрофонов и объединение их в группы. Начать работу лучше с тех микрофоном, которые будут включены на протяжении всего концерта (так называемые ambients): вокальный микрофон (один или несколько), оверхеды, хай-хеты, гитарные. Примерная последовательность корректировки работы микрофонов может быть следующей.

1. Начинать лучше с вокальных микрофонов: попросить в них поговорить, а не покричать, после настройки не выключать их, а оставить с пониженным уровнем громкости (до -5 дБ), чтобы отследить, как они будут влиять на работу других микрофонов и инструментов.

2. Далее обычно настраивают звук ударных. Эффективнее настраивать сразу все микрофоны, которые обеспечивают звучание ударной установки в целом. Для этого просим ударника поиграть различные комбинации, чтобы задействовать все микрофоны и элементы установки. Важно слушать совместное звучание барабанов и при этом корректировать работу микрофонов. Одновременно настраиваем гейт, установив низкий порог для возможности фиксации всех ударов. Оверхеды можно не использовать, если помещение небольшое и вокальные микрофоны захватывают звук тарелок. Но это в целях экономии. Если же оверхеды есть, то это прекрасно, и далее настраиваем их.

3. Особое место в настройке звучания принадлежит бас-гитаре, так как именно низкие частоты особенно влияют на слушателей и чистоту общего звучания. Важно согласовать между собой звук бас-гитары и барабанов: выделить каждому из них свое место в частотном спектре, проверить совместимость по фазе и т.д., чтобы они дополняли друг друга, не перекрывая.

4. Далее настраиваем остальные инструменты при открытых каналах, которые уже настроены. При этом важно, чтобы каждый музыкант играл как тихо, так и громко, чтобы настроить микрофоны на весь диапазон громкостей.

5. В завершение настраиваем общее звучание всего коллектива музыкантов. Предварительный музыкальный баланс и звуковые эффекты лучше настраивать на медленных композициях, именно в них они особенно заметны. Слушаем, как инструменты звучат в общем миксе, как взаимодействуют. Было бы хорошо прослушать все песни, которые будут звучать во время выступления, хотя бы понемногу из каждой, чтобы понять, как будет помещение реагировать, чтобы настроить общее звучание. Если время не позволяет, то можно выделить особенные песни, которые требуют индивидуальной настройки.

Обязательно нужно поставить себя на место зрителя. В прямом смысле этого слова: выйти из-за своего рабочего места и встать в зал, туда, где будут стоять зрители. Нужно послушать звучание сцены в разных частях зала, чтобы звук был качественным для всех зрителей. Большинство современных цифровых консолей позволяют управлять собой с айпада, поэтому вы сможете изменить ее настройки, находясь «в поле».

В заключение хотелось бы еще раз отметить особую роль звукорежиссера в организации концерта, шоу или любого другого выступления. Поэтому, осознавая всю ответственность, нужно отнестись к своей работе максимально серьезно, стремясь организовать звуковое пространство как можно лучше. Совершенствуйтесь, набирайтесь опыта, и успехов вам в творчестве!

 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest