«Анатомия» акустической гитары
Данная статья будет полезна начинающим гитаристам или тем, кто только собирается им стать. Если вы музыкант-самоучка, то многие термины о составных частях гитары, могут ввести вас в заблуждение или вызвать проблемы с пониманием процесса игры. Поэтому, как говорится, «учите матчасть», то есть знакомьтесь с инструментом подробнее.
Многим составляющим акустической гитары мы посвятили отдельные статьи, к которым будем обращаться в процессе повествования. Здесь же мы соберем все основные сведения о строении гитары, любых ее комплектующих, систематизируя всё в одном материале. Такие знания необходимы любому гитаристу, чтобы поддерживать инструмент в рабочем состоянии, вовремя ремонтировать и менять какие-то детали, чтобы вникать в различные техники исполнения, объясняемые с использованием специальных терминов и т.д. Поэтому начнем погружаться в инструмент под названием акустическая гитара. Кстати, какими бывают акустические гитары и чем они отличаются от классических можно прочитать в статьях «Акустические гитары» и «Акустическая гитара vs классическая гитара».
Чтобы вы лучше разобрались в материале, возьмите свою гитару и изучайте на практике всё, что вы тут прочитаете. Если же гитары пока нет, картинки вам в помощь.
Корпус
Корпус является основной и самой крупной частью любой гитары. Несмотря на кажущуюся простоту (ну, коробка и коробка), корпус гитары состоит из нескольких элементов и играет решающую роль в звучании инструмента.
1.Нижняя (или задняя) дека. Древесина, из которой изготовлена задняя дека, оказывает влияние на полноту звучания инструмента. Также она определяет надежность гитары, ее устойчивость к механическим воздействиям. Чаще всего нижнюю деку изготавливают из махагони. О типах древесины, используемых для изготовления гитар, вы можете прочитать в статье «Дерево для гитары».
2.Верхняя дека (или топ) играет еще более важную роль в звучании гитары, чем нижняя, так как она передает колебания струны всему корпусу. Верхняя дека может быть изготовлена из ламината или цельной древесины, коротко скажем о том, что массив дерева предпочтителен в плане звука, но более подвержен воздействию внешних факторов, а также стоит дороже. Чем отличаются такие топы можно прочитать в статье «Корпус акустической гитары: массив или ламинат?».
3.Вырез (или катавей) характерен, как правило, для эстрадных гитар и необходим для исполнения соло на крайних высоких нотах (дальше 12-го лада).
4. Обечайка соединяет верхнюю и нижнюю деки гитары. Ширина (или высота) обечайки составляет, как правило, около 10 см, а изготавливается из того же материала, что и нижняя дека.
5.Канты расположены по краям верхней деки и защищают ее края от внешних факторов, обеспечивают дополнительную прочность корпусу и придают внешнему виду гитары определенную эстетику за счёт своего оформления.
6. Система пружин представляет собой не металлические пружины в привычном нашем понимании, а тонкие рейки, изготовленные из древесины, приклеиваемые к деке гитары для увеличения ее механической прочности и создания зон упругости, улучшения условии для распространения колебании струн по всей деке и, следовательно, усиления звучания инструмента.
7. Бридж (или подставка) представляет собой деревянную подставку, к которой крепятся струны. Она необходима, чтобы оказывать сопротивление натянутой струне и придавать жесткости верхней деке.
8. Нижний порожек представляет собой часть подставки, на которую опираются струны, и через которую струны передают свою вибрацию на деку. Изготавливается или слоновой кости, или аналогичного синтетического материала.
9. Пины (или колышки) используются для крепления струн и вместе с ними размещаются в отверстиях подставки, надёжно «запечатывая» струну.
10. Резонаторное отверстие является обязательным и важным элементом акустической гитары. Именно благодаря резонаторному отверстию (или голоснику), гитара может резонировать и «транслировать» звуковые колебания из глубины корпуса.
11. Розетка – это расписная окантовка резонаторного отверстия, которая оберегает деку под струнами от внешнего воздействия и несет декоративную функцию.
12. Стреплок – это металлическое или пластиковое приспособление (одно или два) для крепления ремня к гитаре.
13. Накладка (или гольпеадор, или pickguard) находится на верхней деке инструмента чуть ниже розетки. Как правило, гольпеадор используется в эстрадных и фламенко-гитарах для защиты верхней деки от ударов медиатором, пальцами или ладонью.
Гриф
Гитарный гриф
– не менее важная часть гитары, чем ее корпус. Гитарный гриф состоит из головки, накладки, анкерного стержня, верхнего порожка, металлических ладов и пятки.
1. Анкерный стержень расположен внутри грифа и служит для придания ему прочности и сопротивления натяжению струн. При помощи анкерного стержня регулируют прогиб грифа и угол его расположения по отношению к корпусу и струнам. Регулируется при помощи гайки, которая расположена в районе первого лада за верхним порожком или внутри корпуса.
2. Накладка на гриф представляет собой тонкую полоску из дерева, которая клеится к лицевой стороне грифа.
3. Ладовые порожки (или просто лады) – тонкие металлические пластинки на грифе, которые помогают извлекать из струны нужную ноту. Промежуток между двумя порожками также называют ладом.
4. Голова грифа – часть грифа, на которой расположены колки и логотип производителя гитары.
5. Верхний порожек – пластинка, выполненная из пластика или кости, расположенная в основании головы грифа. Фиксирует струны в определенном положении.
6. Колки – это устройства для крепления струн и настройки гитары. Могут быть закрытыми и открытыми. Об их строении и видах можно подробно прочитать тут.
7. Пятка – это место крепления грифа гитары к ее корпусу. Пятка может быть приклеена или прикручена и расположена обычно в районе 12 – 14 ладов.
8. Маркеры ладов – метки (чаще всего точки, но могут быть варианты), помогающие быстро ориентироваться с номерами ладов.
«Начинка» корпуса гитары
Внутри корпуса акустической гитары может вообще не быть ничего металлического и связанного с электроникой, и это нормально. А в некоторых инструментах могут присутствовать, например, электрические элементы, предусмотренные производителем или установленные самостоятельно.
1. Звукосниматель – необязательный элемент электроакустической гитары, он служит для преобразования механических (звуковых) колебаний в электрические. Может располагаться под струнами (на резонаторном отверстии или в районе бриджа), а также на верхней деке гитары независимо от положения струн.
2. Предусилитель имеется на электроакустических гитарах, он обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателя, имеет эквалайзер и иногда тюнер.
3. Разъем «джек» может быть вмонтировано в корпус гитары или крепиться к ней вместе со звукоснимателем, служит для подключения инструмента к усилителю или динамику.
Изучение инструмента – это путешествие на всю жизнь, которое начинается с познания его «анатомии», то есть внешнего и внутреннего устройства. Изучив строение гитары, особенности материалов, используемых для отдельных ее частей, вы приблизитесь к пониманию того, как формируется звук, от каких факторов он зависит, а значит, будете работать над усовершенствованием своего инструмента.